Вы здесь

Сталин и турбокомпрессоры

Мы забили в google запрос "сталин и турбокомпрессор" и вот, что нашёл google.

23 октября 1939 года (по другим данным - 17 октября) впервые взлетел БОК-15 - один из самых загадочных самолетов в мировой истории. До сих пор не найдено ни чертежей, ни фотографий этой машины, а текстовая информация о ней - очень обрывочна и противоречива.
Известно, что БОК-15 был построен в 1938-39 годах по проекту авиаконструктора Владимира Чижевского с целью вернуть Советскому Союзу мировой рекорд дальности полета, установленный в 1937 году экипажем Михаила Громова на самолете АНТ-25, но уже в следующем году побитый английскими летчиками на самолете Виккерс "Уэллсли".
Весной 1938 года началась подготовка к рекордному перелету двух экипажей: основного - под командованием комбрига Громова, и дублирующего - под руководством полковника Байдукова. Для тренировок использовался самолет БОК-7 - машина, аналогичная БОК-15, но более ранняя. Изначально на ней стоял карбюраторный мотор АМ-34ФРН, но в 1938 году его заменили на дизельный двигатель АН-1РТК с двумя турбокомпрессорами, такой же, какой предполагалось установить на БОК-15. Внешне "дизельный" БОК-7 отличался от БОК-15 неубирающимися стойками шасси.
Полеты на больших высотах выявили проблему - запредельно высокий расход моторного масла, которое в разреженной атмосфере просачивалось через подшипники и уплотнения двигателя.
Судя по всему, решить эти проблемы в короткие сроки не удалось, а интерес к машине вскоре пропал. В условиях начавшейся Второй мировой войны стране стало не до рекордов, на первый план выдвинулись совсем другие задачи.

Источник: https://topwar.ru/85094-stratosfernyy-prizrak-stalina.html

Письмо Л.П. Берия И.В. Сталину с представлением на рассмотрение проектов постановлений СНК СССР «Об изготовлении опытных “турбокомпрессоров РЗВ” на артиллерийском заводе им. Сталина» и «Об организации проектирования и изготовления на Ленинградском Кировском заводе Наркомтрансмаша опытных “турбокомпрессоров РЗГ”»

не позднее 27 декабря 1945 г.
Сов. секретно (Особая папка)
Председателю Совета Народных Комиссаров Союза ССР товарищу Сталину И. В.
Представляю на Ваше рассмотрение проекты Постановлений Совнаркома СССР «Об изготовлении опытных “турбокомпрессоров РЗВ” на артиллерийском заводе им. Сталина»3 и «Об организации проектирования и изготовления на Ленинградском Кировском заводе Наркомтрансмаша опытных “турбокомпрессоров РЗГ”».
Проекты предусматривают изготовление до 15 июля 1946 г. шести опытных образцов специальных машин по разделению изотопов урана-235 и урана-238 диффузионным методом для диффузионного завода, который намечается закончить постройкой в сентябре 1946 г.
Так как машины эти проектируются впервые, окончательный выбор машины для серийного производства будет произведен после проверки надежности конструкции на опытных образцах.
Для обеспечения разработки рабочих чертежей и подготовки технологии серийного производства машин на заводах Кировском и им. Сталина намечено организовать конструкторские бюро.
В изготовлении опытных машин будут участвовать авторы проекта — члены-корреспонденты Академии наук СССР тт. Кикоин и Вознесенский.
Представляемые проекты рассмотрены и приняты Инженерно-техническим советом и Специальным комитетом.
Прошу Вашего решения.
Л. Берия
АТОМНЫЙ ПРОЕКТ СССР: Документы и материалы: В 3 т. /Под общ. ред. Л.Д. Рябова. Т. II. Атомная бомба. 1945-1954. Книга 2 / М-во РФ по атом. энергии; Отв. сост. Г.А. Гончаров. - Саров: РФЯЦ-ВНИИЭФ, 2000.

Источник: http://www.coldwar.ru/arms_race/2/pismo-berii-staliny.php